Кристиания Ящерка

пятница, 10 января 2020
05:24 Два деревянных человечка
Написано чуть больше года назад, по горячим следам. Ощущение остаётся тем же.

Вчера я прочитала "Пиноккио" Карло Коллоди. А "Буратино", любимого мною с детства, перечитывала как раз недавно, и мне очень отчётливо бросилось в глаза, насколько различный смысловой посыл несут эти сказки при всей их схожести.
Читаются обе истории легко, с интересом. Сюжет у Алексея Толстого не так уж далеко ушёл от фабулы оригинала, и характером главные герои, казалось бы, похожи. Но каковы же цели героев? К чему они стремятся и что обретают в итоге?
Пиноккио очень хочет превратиться из деревянной куклы в настоящего мальчика. Такая награда обещана ему Феей за то, что он станет хорошим мальчиком, будет трудиться, учиться, помогать отцу. И вроде бы вожделенная награда близка, но всякий раз новое искушение сбивает Пиноккио с пути истинного. И вновь он беззаботно поёт и пляшет, а потом проливает горькие слёзы. И наконец, когда он спасает жизнь своему отцу Джепетто, когда он отдаёт заработанные деньги на лечение якобы заболевшей Феи, его желание исполняется: он становится настоящим мальчиком. Хорошим мальчиком, очевидно.
А Буратино отнюдь не тяготит то, что он - деревянная кукла, он принимает собственное "я". Мечты Буратино о счастье связаны с Золотым ключиком, которым нужно открыть потайную дверцу. Многозначный символ, не так ли? Его можно толковать самыми разными способами, а я сейчас назову один - то, что пришёл мне в голову вот в эту самую минуту: дверца находится дома, у папы Карло, и если ты не вернёшься домой, если так и будешь бродить по свету, гоняясь за лёгкой наживой на Поле Чудес, тебе не видать исполнения мечты. Но если ты не пойдёшь неведомой дорогой, если будешь сидеть дома, делать то, что правильно, то, что принято, ты никогда не добудешь Золотой ключик.
Ещё один примечательный момент: большинство своих приключений Пиноккио воспринимает как наказание за свои ошибки, раскаивается в своих поступках. Для Буратино и неприятности, в которые он попадает - неотъемлемая часть его жизни, его самого. Он не жалеет о них, он придумывает, как использовать их себе на благо.
По сути, Пиноккио добивается своей цели вопреки своему эгоизму, любопытству, своеволию - побеждая их в себе. А Буратино осуществляет свою мечту в том числе благодаря этим качествам - при этом по ходу своих приключений проявляя и храбрость, и преданность, и благодарность, учась дружбе.
"Будь хорошим", учит нас Пиноккио. "Будь самим собой", говорит нам Буратино.
По Карло Коллоди, путь к счастью лежит на проторенных дорогах: родной дом, школа, труд, доброта, смирение. По Алексею Толстому, путь к счастью - там, куда бы ни завела тебя твоя буйная голова и непоседливые ноги: через косогоры, овраги, через Страну Дураков, через заросший ряской пруд... Главное, чтобы это был твой собственный путь.
Какую дорогу избрать - читатель выбирает сам.

@темы: книжное, сказки, сравнительный анализ

URL
Это я http://www.dirty.ru/users/777 Current music: ...
Сегодня на одной из улиц увидела здание с забором метра 4...
Корейская баня - вещь совершенно замечательная и особенна...
http://www.kip.ru/s/Dekret1.jpg
http://toread.spb.ru/pics/wozmi.jpg
Ну почему умные, понимающие, чувствующие люди так часто в...
10.01.2020 в 11:33
Какая разная интерпретация.... Наверное что то в этом есть.
Вообще мне вот всегда казалось странным почему потайная дверь была в его доме и никто об этом не знал. Или знал, но на этот счет была какая то другая темная история о которой никто не пишет )
URL

10.01.2020 в 14:29

10.01.2020 в 14:29
Солнечный ветерок, да, тут можно придумать как символическое обоснование - потайная дверца в нашем доме олицетворяет то, что спрятано в нас самих, чего мы о себе не знаем - так и детективный сюжет про прошлые криминальные связи Карло и Карабаса Барабаса))
URL
10.01.2020 в 21:52
Кристиания, Ну тут сюжетов можно много разных придумать, вплоть до фантастики. И не обязательно связи криминальные )
Кстати за этой дверью вроде как оказался театр.......и тут возникает вопрос, зачем Карабасу - владельцу театра, который и так хорошие доходы получал, вообще эта дверь.....тут что то не так тривиально, что то не договаривают. Но это уже тема для сочинителей )
URL

11.01.2020 в 00:02

11.01.2020 в 00:02
Солнечный ветерок, да, неоднозначный момент. Насколько я помню, к Карабасу в итоге перестали ходить зрители, он оказался на грани разорения как раз в тот момент, когда Карло открыл этот новый театр. И все актёры Карабаса тут же радостно сбежали к Карло. Может, Карабас уже на момент начала повествования в тайне от всех знал, что терпит убытки - и рассчитывал с помощью нового "модернизированного" театра поправить свои дела?
Или наоборот, он разорился именно потому, что забросил бизнес, мотаясь по болотам в поисках золотого ключика))
URL
Добавить комментарий

Расширенная форма

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail